Контакты
Собственные публикации/Брендинг
Михаил Дымшиц, Елена Макарова

Что такое "хорошая упаковка" и что можно считать ошибками дизайнеров без теста на потребителях

В длинные праздники случилось кулуарное обсуждение новой упаковки «Святого источника» и в очередной раз стало понятно, что дизайнеры рисуют что хотят, а не то, что нужно.
Оба варианта, и предыдущий и ребрендинговый имеют недостатки, видимые сразу:
  • они оба безграмотны: в старом варианте два слова с заглавной буквы, в новом с прописных и искаженная заглавная «В»вставлен в середину слова ребрендингового варианта.
  • в обоих вариантах отсутствует кернинг (расстояние между буквами слова), что сильно затрудняет прочтение.
  • в новом варианте буквы вписаны в квадрат, а также искаженное написание букв «и» и «й»; «к» похожее на «н», «с» доведенное практически до кольца; также абсолютно искаженное написание «в». Я вижу, что в этом искажении была попытка перекличку с птичкой, но только потому, что уже 30 лет разгадываю ребусы дизайнеров; потребители этого не видят и не увидят никогда. А вот если они распознают птичку, то это будет тормозить покупку. Даже если все остальное оставить как есть, убийство птицы улучшит восприятие упаковки.
Это все искажения, которые строго говоря даже нельзя назвать «художественными», затрудняют прочтение, поэтому ребрендинговое изменение гораздо хуже не бог весь что из себя представляющего предыдущего варианта.

Подобные недостатки встречаются очень часто, но кроме них существуют следующие распространенные, но от этого не перестающие быть грубыми, недостатки упаковки.
В основе ограничений на творческие изыски упаковки лежат физиологические ограничения зрения. Острота зрения человека составляет 1 угловую минуту. То есть две точки будут различаться с расстояния 5 метров только если между ними не меньше 1,45 мм, а с расстояния 1,5 метров (примерное расстояние, с которого потребитель рассматривает упаковки в супермаркете) 0,435 мм.
На повседневный язык относительно текстовых элементов упаковки это переводится следующим образом:
1. то, что написано на упаковке шрифтом менее 12 пунктов, вряд ли будет прочитано стоящим в проходе покупателем. Если же вы хотите, чтобы это читалось «на ходу», то вы тогда должны увеличить надпись в 1,5-2 раза (потому что динамическая острота зрения минимум в 2 раза хуже статической, когда человек и объект неподвижны относительно друг друга).
2. если вы используете цветные буквы на цветном фоне, а не черные на белом, то должны их увеличить еще в 2, а лучше в 3 раза, т.е. текст «для чтения» на упаковке должен быть не менее 36, а лучше 72 пункта. Связано это с тем, что любое цветовое сочетание является менее контрастным, чем черно-белое и требует больше усилий на распознавание содержания.
3. любая точка на упаковке должна быть диаметров, а штрих толщиной не менее 2 мм, всё более изящное человек вряд ли увидит и оценит. Это прямое следствие из строения нашего глаза и размера светочувствительных клеток.
4. запомните, наконец, что светлый текст на темном фоне люди распознают гораздо хуже, чем темный на светлом.
5. поворот надписи приводит к тому, что добровольно ее даже не распознают: в магазине человек при любой сложности в распознавании прекращает контакт, а не пытается разобраться ваших художествах.


Содержательные ошибки в упаковках чаще всего встречаются следующие:
1. Использование фотографий. Из-за низкой контрастности фотографий в полумраке полки содержание рисунка не будет видно. Штриховой рисунок будет коммуникативно гораздо более эффективным.
2. Наличие любых мелких деталей, завитков и других чисто дизайнерских элементов.
3. Использование неконтрастных цветов в оформлении
4. Наличие любых цветовых градиентов является ошибкой, в реальной обстановке это становится просто серым неразличимым пятном.
5. Вводить внутренние границы на упаковке, «зонирование», в том числе контрастное. Упаковка воспринимается и запоминается целостно, «зонирование» резко ухудшает распознавание и запоминание.
6. Название товарной категории меньше логотипа
7. Различные брызги, разломы и другие модификации содержимого, которое в повседневной жизни будет восприниматься как дефект или проблема.
8. Наложение на изображение продукта других элементов дизайна
9. Для сложносоставных продуктов демонстрация на упаковке из чего он сделан (но это можно делать в рекламе), но должно быть достаточно крупно наименование товара.
10. Изображение деревень, коров, животных, травы, цветов, лугов и полей, кроме случаев прямого соответствия содержимого рисунку. То есть, рисовать на упаковке молока корову это ошибка, а на упаковке мяса — допустимо.
11. Изображение людей.


Что может быть на упаковке:
1. Максимально крупный размер наименования бренда. На бутылках, стаканах и других крупных упаковках, кроме алкоголя, таких именных блоков должно быть три, что позволяет не контролировать позицию упаковки на полке.
2. Изображение продукта или блюда из содержимого упаковки
3. Наименование товарной категории
4. Другие предписанные законодательств надписи максимально мелким шрифтом

Нарушение этих простых рекомендаций и запретов приводит к меньшей оборачиваемости бренда на полке и бОльшим затратам на маркетинговую коммуникацию для получения желаемого объема продаж.