Контакты
Собственные публикации/Разное
Михаил Дымшиц

Бред, фантазии и глупости PR-службы "Почты России" на странице "История" корпоративного сайта



После публикации этой заметки, через 20 дней, 11 или 12 марта 2020 года страница была заменена. Познакомиться с обсуждаемым текстом вы можете вот здесь с сохраненной страницы.
Безусловно, нынешний текст не сильно содержателен, но при этом не содержит такого количества ошибок. Но одна ложь там осталась и досталась она сайту Почты России от лживых коммунистических агитаторов: цифра почтовых учреждений в 1913 году не соответствует действительности, в реальности почтовых учреждений было больше, а при советской власти был класс «закрытых отделений», обслуживающих партийную и советскую бюрократию, а не граждан. Эта тема заслуживает отдельной публикации…)))

Деятельность «Почты России» вызывают бурю эмоций у россиян уже скоро как 300 лет, но нынешнее руководство компании, решившие низвести почтовые отделения до уровня лабазов, также демонстрирует полную некомпетентность и в вопросах истории своей организации (новая версия с 12.03.2020, еще одна версия с 19 или 20 марта 2020 года). На предыдущей версии страницы можно было прочитать немного, но и то, что было, являлось абсолютным бредом.

Начиная с первого абзаца, где утверждается «Основы российской почты были заложены в последней четверти IX века, в начале существования Киевской Руси». Безусловно, никакой основы всеобщей, общедоступной и регулярной системы обмена почтовой корреспонденцией, в IX веке заложено не было. Идея регулярной почты была внушена Петру Первому одним из его консультантов, что и нашло свое отражение в Именном указе 19 мая 1720 и Сенатском 17 декабря об учреждении ординарной почты «до знатных городов по большим дорогам учинить». Учинение это шло довольно долго, даже во многих губернских городах почтовые конторы были учреждены только в конце XVIII века, а до всех уездных городов добрались только через 100 лет после изъявления монаршей воли.

Соответственно и следующий пассаж, что в 1266 году «на столетие раньше, чем в Германии», не только потому, что еще не было Германии, но и потому, что никакого упоминания «регламентации почтового обмена» тот документ не имел ввиду. Ямская повинность, обязанность предоставлять государственным чиновникам лошадей для проезда, никакого отношения к почте не имела. Конечно, какой-то гонец и мог вести указ или послание князя воеводе, но никакого приема писем и отправки их по адресам, несущие ямскую повинность не осуществляли. Ямская повинность была транспортной, а не почтовой. Ни в 1266, ни «с конца XV века».

В третьем абзаце в очередной раз все переставлено местами и в совокупности является абсолютной глупостью. Почтовые линии из Москвы в Архангельск и в Астрахань были изолированы друг от друга и от почты там была только регулярность. При этом первые линии, причем частные, а не казенные, как утверждается дальше на сайте Почты России, были зарубежными: с 1665 года в Ригу и с 1669 на Вильно. Первая линия Москва-Архангельск стала работать в 1693 году, Сибирская в 1698 или 1699 и обслуживала только казенную почту. Еще бы не узнать иностранцам «признаки лучших почтовых служб Европы», если обслуживали зарубежные линии иностранцы))) И не была «немецкая почта Московии» казенным предприятием, это был частный промысел по царской привилегии, но тогда любая деятельность осуществлялась по таким привилегиям.

Описание деятельности почты в XVIII веке является просто эпическим бредом. Никакой «ямской почты», как системы почтового обмена, не существовало. Организация почтовых трактов использовало и воспроизводило ямскую систему, но основным доходом ямской службы был перевоз людей и багажа пассажиров, а не перевозка почты. Сама по себе организация трактов подразумевала, что кому-то давали привилегию возить пассажиров по определенной дороге, а выполнение обязанностей почтового перевозчика было обременением привилегии. Также не было никаких пеших почтальонов, идущих «от города до города пешком», потому что сами почтальоны существовали только в довольно крупных почтовых учреждениях и обслуживали только свой город, а отдаленные районы в той же Москве обслуживались конными почтальонами. По усмотрению местного начальства могли учреждаться одноконные маршруты между почтовыми трактами, но при этом нанимались исполнители за отдельную плату, а никакие не почтальоны.

В начале 70-х годов XVIII века не было никакого прокладывания «образцовых почтовых линий в Прибалтику и Белоруссию», а российская почта получила вместе с землями почтовую службу Польши и не разрушила её, а взяла ее за пример (как и в 1941 году, когда вовремя попавшее в руки советских почтовиков руководство по организации полевой почты фашистской Германии позволило организовать почтовый обмен во время Великой Отечественной войны, см.1). Также и пассаж про «тройки лошадей», которые являются больше художественным образом, чем повседневной практикой: на большинстве дорог с трудом расходились встречные обозы, которым как раз и предписали в определенной момент давать дорогу почтовым, привилегией которых и были колокольчики. Колокольчики были выбраны в замен почтового рожка, привилегия на которой была у Прусской почтовой службы и царь решил не порождать конфликт по таким мелочам… Так что гонец с почтовым рожком, частый персонаж публикаций по истории почты и даже изображенный на советской почтовой марке. является персонажем мифологическим.

Первый почтовый авиарейс был не в Советской России в 1918 году, а в британской Индии в 1911.

Абзац по послевоенному развитию почты поражает своей детской непосредственности и незнанием предмета. В Москве в начале 1950-х годов почтовые конторы не были почтамтами, он был один, и не объединяли в себе «почту, телефонную станцию и телеграф. Их действительно было 8, но они были органами управления, а не обслуживания; также в их состав входили сортировочные пункты. Последующее увеличение этих контор было исключительно административной мерой, желание каждого райкома партии иметь в подчинении свою почтовую контору, к организации движения почты районные конторы связи отношения не имели. А обслуживание осуществляли почтовые отделения, которых было не 157, а 131 в 1946 году, но сравнивать 1946 и 1966 год странно, так как в 1961 году Москва была расширена и поглотила полтора десятков городов. На пике в 1985 году в Москве было 624 обслуживающих почтовых учреждений. Из них доставочных было всего 457 доставочных, 121 закрытых, 42 почты-автомата, 2 почтамта и 2 сезонных.
Первые торговые автоматы появились еще в 50-е годы, а автомат по приему заказных писем на Московском почтамте был выставлен еще до Первой Мировой войны.

Современный этап истории почты описан скомкано, но видно, что травма, нанесенная центральному офису Почты России «Татарстан почтасы» не зажила до сих пор и наследуется руководством почты, даже когда уже забылись подробности))) Хотя этап дезинтеграции Почты, сопровождавшийся регионализацией тарифов в 1993-2005 годах, с чем вроде бы как справилась еще Императрица Екатерина II, безусловно представляет интересный этап истории организации.

Вряд ли такое безобразное описание истории одной из немногих интегрирующих огромную страну организаций является допустимым. За годы директорства Дмитрия Страшнова в организации работы Почты России произошло ощутимое улучшение, но последние годы наблюдается медленное деградация. Это нашло отражение и в крайне небрежном подходе и в организации PR-деятельности, сумятица и регресс достигли и страницу истории организации на сайте.



1. «В ходе одной из военных операций в руки советских военных попал устав полевой почтовой службы немецких войск… перевод и изучение такого ценного документа позволило уже через несколько недель успешно использовать технологию врага для нужд Советской Армии» (в Ухова Н. «Военно-полевая почта в годы Великой Отечественной войны», с.11 в сборнике «Когда приходит почта полевая…», СПб, 2015.