Контакты
Результаты социологических исследований советского периода/Эпоха Хрущева

Динамика и проблемы уровня жизни

Метод и техника.

Исследование проводилось в августе — сентябре 1960 г.

В качестве метода исследования использовался анкетный выборочный опрос на основе условий (квази-) стратифицированной непропорциональной выборки и техники самозаполнения. Плановый объем выборки составил 1625 человек, а ее структура включала три параметра из пяти перечисленных: район местожительства, пол и возраст респондентов; два остальных признака — род занятий и семейная ситуация — фиксировались на основе стихийного представительства.

Таблица 1. Ответы на вопрос: «Как изменился уровень вашей жизни за последние годы?» (в% к общему числу опрошенных, n= 1399)


Таблица 2. Ответы на вопрос: «В чем выразилось повышение уровня вашей жизни, с чем связано прежде всего?» (в % к числу опрошенных, отметивших повышение своего жизненного уровня, m1=1024)


1 — рост заработной платы

2 — улучшение снабжения товарами широкого потребления

3 — улучшение снабжения продуктами питания

4 — сокращение рабочего дня

5 — увеличение заработной платы в связи с перемещением по должности,

окончанием учебы

6 — улучшение жилищных условий

7 — снижение розничных цен на продукты и товары

8 — отмена, снижение налогов; прекращение проведений государственных

займов

9 — увеличение размеров пенсии

10 — рост доходов семьи в связи с увеличением числа работающих членов


Таблица 3. Ответы на вопрос: «В чем выразилось понижение уровня вашей жизни, с чем это связанно прежде всего?» (в% к числу опрошенных, отметивших понижение своего жизненного уровня, m2=98)


1 — потеря разного рода льгот, надбавок к зарплате

2 — снижение заработной платы

3 — уменьшение заработной платы в связи с перемещением по должности, поступлением на учебу

4 — увеличение числа неработающих членов семьи, связанное с рождением детей

5 — выход на пенсию

6 — ухудшение снабжения продуктами питания

7 — ухудшение снабжения товарами широкого потребления

8 — ухудшение жилищных условий

9 — другие ответы


Таблица 4. Ответы на вопрос: «Какую проблему вы считаете первоочередной? (в% к числу опрошенных, n=1399)


1 — жилищное строительство

2 — рост заработной платы

3 — расширение сети дошкольных детских учреждений

4 — увеличение производства продуктов питания

5 — увеличение производства товаров широкого потребления

6 — сокращение рабочего дня

7 — улучшение бытового обслуживания

8 — другие проблемы


Таблица 5. Ответы на вопрос: «Что бы вы могли предложить для быстрейшего решения выдвинутой вами проблемы?» (в% к общему числу опрошенных, n=1399)


Z — общее количество предложений, в том числе связанных с 

1 — жилищной проблемой

2 — ростом доходов

3 - совершенствованием процессов труда

4 — торговлей и бытовым обслуживанием населения

5 — проблемой дошкольных учреждений

6 - производством сельскохозяйственных продуктов

7 — совершенствованием кадров производства, обслуживания

8 — проблемой разоружения

9 — производством товаров широкого потребления

10 — совершенствованием системы общественного контроля


Таблица 6. Предложения относительно способов решения жилищной проблемы (в% к числу таких предложений, m3=546)


1 — увеличение объема строительства (прежде всего за счет роста капиталовложений)

2 — привлечение к строительству населения в форме дополнительной рабочей силы

3 — изменение практики распределения жилья

4 — внедрение в строительство индустриальных методов

5 — расширение производства строительных материалов

6 — улучшение качества строительства

7 — привлечение к строительству денежных средств населения (в первую очередь

расширение кооперативного строительства)

8 — расширение индивидуального строительства


Таблица 7,8. Предложения относительно способов повышения доходов населения (7) и совершенствования процессов труда (8) (в% к числу соответствующих предложений, m4=187, m5=152)

Таблица 7


1 — дальнейшее упорядочение заработной платы

2 — снижение цен

Таблица 8


1 — дальнейший рост производительности труда

2 — воспитание коммунистического отношения к труду

3 - совершенствование организации труда, внедрение на­учной организации труда (системы НОТ)