Контакты
Результаты социологических исследований советского периода/Эпоха Хрущева

Проблемы советской семьи

Метод и техники.

Исследование проводилось в декабре 1961 г. — феврале 1962 г.

Исследование проводилось в форме анкетного выборочного опроса путем публикации анкеты на страницах газеты, т.е. на основе стихийно складывающейся непрезентативной выборки.

После выбраковки части материала к анализу были приняты в конечном счете 12104 анкеты.

Таблица 1. Ответы на вопрос: «От каких пережитков прошлого, бытующих ныне, необходимо освободиться молодым семьям?» (в% к общему числу опрошенных, n = 12104)


1 — мещанство, в том числе в таких формах его выражен

2 — дух стяжательства, материального расчета

3 — отрыв от общественной жизни, ограниченность интересов кругом семьи

4 - индивидуализм, эгоизм

5 — дух паразитизма

6 — погоня за модой, «красивой жизнью»

7 — ханжество, лицемерие

8 - соглашательство, примиренчество

9 — вредные народные традиции (российский домострой, азиатские феодально-байские пережитки и т.п.)

10 — пьянство

11 — религиозные предрассудки

12 — ревность

13 — грубость (брань, побои)

14 — супружеская неверность

15 — националистические предрассудки (шовинизм, национализм, антисемитизм)

16 — пережитков нет

Таблица 2. Ответы на вопрос: «Какие стороны воспитания детей в советской семье вы считаете лучшими, самыми прогрессивными?» (в% к общему числу опрошенных, n = 12104)


1 —воспитание комплекса черт коммунистической морали, в том числе 2-8

2 — любви к труду

3 — чувства коллективизма

4 — честности, принципиальности

5 — любви к Родине

6 — любви к знаниям

7 — преданности делу строительства коммунизма, стремления принести пользу обществу

8 — сознательной дисциплины

9 — воспитание на личном примере

10 — сочетание семейного воспитания с общественным

11 — требовательность и уважение к ребенку

12 — эстетическое воспитание

13 — воспитание самостоятельности

14 — физическое воспитание

15 — применение методов убеждения

16 — выявление и развитие природных склонностей и способностей ребенка

17 — домашние (коллективные) формы воспитания дошкольников

18 — применение методов принуждения (в т.ч. телесных наказаний)

Таблица 3. Ответы на вопрос: «С какими трудностями в воспитании детей встречаются в настоящее время семьи?» (в% к общему числу опрошенных, n = 12104)


1 — трудности материального характера, в том числе 2-7

2 — нехватка детских учреждений (яслей, садов, интернатов, школ продленного дня)

3 — отсутствие у родителей времени для воспитания (в связи с работой, учебой, общественными обязанностями, занятием домашним хозяйством)

4 — жилищные трудности (перенаселенность, отсутствие детской комнаты и т.д.)

5 — малообеспеченность (низкий уровень зарплаты, высокие цены и т.д.)

6 — нехватка продуктов и товаров детского потребления

7 — нехватка специальных детских учреждений (художественных, спортивных школ, площадок и т.д.)

8 — недостаток у родителей культуры, педагогических знаний и навыков

9 — недостатки в работе детских учреждений, в том числе 10-16

10 — материальная незаинтересованность воспитателей

11 — неудовлетворительная политехнизация школы

12 — ограниченное время работы

13 — перегрузка школьных программ

14 — плохая подготовленность воспитателей

15 — безнадзорность детей во внеучебное время

16 — перегруженность контингента

17 — отсутствие у родителей единства в подходе к воспитанию

18 — влияние на детей существующего в обществе материального неравенства

19 — трудности воспитания, связанные с малодетностью

20 = влияние буржуазной морали

Таблица 4. Ответы на вопрос: «С решением какой проблемы вы связываете в первую очередь ликвидацию остатков неравного положения женщины в быту?» (в% к общему числу опрошенных, n = 12104)


1 — расширение сети детских учреждений

2 — облегчение женского труда на производстве

3 — участие мужа, детей в ведении домашнего хозяйства

4 — расширение и улучшение общественных форм удовлетворения потребностей семьи

5 — облегчение домашнего труда путем механизации работ

6 — преимущественное сокращение рабочего дня для женщин

7 — улучшение снабжения продуктами и товарами

8 — увеличение социальных льгот женщинам-матерям

9 — полное освобождение женщин о работы на производстве

10 — снижение цен на предприятиях общественного питания

Таблица 5. Ответы на вопрос: «Как подготовлены молодые люди к созданию семьи? Если недостаточно, то в чем это выражается?» (в% к общему числу опрошенных, n = 12104)


1 — достаточно подготовлены

2 — недостаточно подготовлены, в том числе 3-7

3 — не осознают моральной ответственности

4 — не осознают материальной ответственности

5 — не обладают необходимыми навыками ведения домашнего хозяйства и ухода за детьми

6 — имеют малый жизненный опыт

7 - не обладают необходимыми знаниями в вопросах физиологии и гигиены брака

8 — никакая специальная подготовка не нужна

9 — затруднились ответить

Таблица 6. Ответы на вопрос: «Нуждается ли в изменениях существующий порядок бракосочетания? Если да, в каких именно?» (в% к общему числу опрошенных, n = 12104)


1 — не нуждается

2 — не нуждается

3 — усиление торжественности ритуала, выработка новых обрядов

4 — увеличение «испытанного» срока перед регистрацией, введение помолвки

5 — повышение возрастных норм вступающих в брак

6 — улучшение работы ЗАГСов (привлечение опытных людей, организация консультаций юристов, медиков, педагогов и т.д.)

7 — ликвидация «испытательного» срока перед регистрацией

8 — гласность бракосочетания (публикация в газетах и т.д.)

9 — запрещение регистрации брака без характеристики с места работы (учебы)

10 — ликвидация регистрации браков вообще

11 — запрещение регистрации брака без согласия родителей

12 — запрещение регистрации брака без свидетельства о состоянии здоровья

13 — запрещение неравных по возрасту браков

14 — запрещение повторного вступления в брак

15 — увеличение отпуска при бракосочетании до месяца

16 — затруднились ответить

Таблица 7. Ответы на вопрос: «Нуждается ли в изменениях существующий порядок расторжения брака? Если да, в каких именно?» (в% к числу опрошенных, n = 12104)


1 — не нуждается

2 — нуждается в упрощении, в том числе 3-8

3 — отмена платы за развод

4 — отмена объявлений в газете

5 — расторжение через товарищеский суд (на производстве, по месту жительства)

6 — расторжение без суда (при обоюдном согласии)

7 — расторжение через ЗАГС

8 — расторжение исключительно через народный суд

9 — нуждается в усложнении

10 — разводы должны быть вовсе запрещены

11 — должен быть изменен порядок взимания алиментов

12 — затруднились ответить

Таблица 8. Ответы на вопрос: «Чем вы объясняете случаи распада молодых семей?» (в% к общему числу опрошенных, n = 12104)


1 — легкомысленное отношение к созданию семьи (моральная и материальная безответственность)

2 — пережитки прошлого (пьянство, распущенность, ревность и др.)

3 — жилищные трудности

4 — вмешательство родных и посторонних

5 — отсутствие жизненного опыта, неумение переживать трудности

6 — низкий жизненный уровень

7 — заключение брака по расчету

8 — разница в уровнях духовного (культурного) развития

9 — раннее заключение брака

10 — нездоровье, отсутствие детей, половая неудовлетворенность

11 — разница в возрасте

12 — долгая разлука (армия, учеба и др.)

Таблица 9. Ответы на вопрос: «Какие меры по укреплению молодой семьи вы можете предложить?» (в% к общему числу опрошенных, n = 12104)


1 — улучшение подготовки молодежи к браку, в том числе 2-4

2 — привлечение большего внимания к молодежи со стороны общественности

3 — усиление воспитательной работы

4 — усиление пропаганды в вопросах брачно-семейных отношений

5 — увеличение помощи молодоженам со стороны государства, в том числе 6-9

6 — улучшение жилищных условий

7 — трудоустройство, организация быта

8 — предоставление кредитов

9 — увеличение доходов в связи с рождением детей