Контакты
Результаты социологических исследований советского периода/Эпоха Хрущева

Итоги и перспективы движения за коммунистический труд

Метод и техники.

Исследование проводилось в августе — ноябре 1961 г.

Исследование «А» выполнялось в форме почтового опроса на основе репрезентативной вероятностной выборки, включавшей 500 так называемых лучших коллективов коммунистического труда. Идея взять в качестве объекта исследования именно «лучшие» коллективы была порождена главной целью исследования — намерением выявить прежде всего нерешенные проблемы движения, его наиболее серьезные пробелы и минусы. Эти «лучшие» коллективы были выбраны случайным образом из общего списка в тысячу с лишним предприятий и учреждений, составленного ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ — двумя центральными органами, осуществлявшими непосредственное руководство движением, с последующим уточнением этих рекомендаций в обкомах комсомола.

В ходе полевых работ названная выборка была реализована на три четверти, так что фактический объем ансамбля А составил 367 коллективов, насчитывающие в общей сложности свыше 44 тыс. человек.

Таблица 1. Ответы на вопрос: «Что представляло для вас наибольшую трудность в борьбе за звание коллектива коммунистического труда? Что вы считаете своим главным достижением?» (в% к объему ансамбля A; nA = 367)


1 — борьба за нового человека

2 — воспитание коммунистического отношения к труду

3 — воспитание коллективизма

4 — рост профессионального мастерства

5 — сочетание работы с учебой

6 — укрепление трудовой дисциплины

7 — преодоление плохих условий труда

8 — овладение смежными профессиями

9 — ликвидация брака и повышение качества продукции

10 — освоение новейшей техники

11 - преодоление мелкособственнических, религиозных и иных пережитков

12 — улучшение поведения людей в быту

13 — усиление общественной активности членов коллектива

14 — трудностей не было

Таблица 2. Ответы на вопрос: «Какие новые черты отличают труд вашего коллектива?» (в% к объему ансамбля A; nA = 367)


1 — высокая сознательность в отношении к труду (примерная дисциплина, работа с личным клеймом без ОТК и т.п.)

2 — высокая производительность труда

3 — творческое отношение к труду (овладение новейшей техникой, передовыми методами, рационализаторство и т.п.)

4 — безвозмездность труда

5 — высокая культура производства

Таблица 3. Ответы на вопрос: «Какие изменения произошли в вашей жизни с тех пор, как вы избрали своей заповедью «Жить по-коммунистически?» (в% к объему ансамбля A; nA = 367)


1 — в целом улучшились отношения между членами коллектива

2 — повысилась общая культура людей (они стали больше учиться, заниматься искусством)

3 — укрепилась дружба членов коллектива, выросла их взаимопомощь (в том числе вне работы)

4 — повысился идейно-политический уровень людей, их общественная активность

5 — улучшилось поведение людей в быту (семье, общественных местах и др.)

6 — выросло доверие людей друг к другу, в том числе в денежных делах (получение зарплаты без кассира и т. д.)

Таблица 4. Ответы на вопрос: «В какой степени и каким образом ваш коллектив оказывает влияние на жизнь других людей? (в% к объему ансамбля A; nA = 367)


1— помощь в труде, в т.ч. 2

2 — переход в отстающие бригады

3 — обмен опытом со смежными предприятиями

4— шефская работа, в т. ч. 5-6

5 — с подрастающим поколением (в школах, пионерлагерях и т. д.)

6 — в колхозах и совхозах

7— воспитательная работа, в т. ч. 8-10

8 — путем приема в коллектив отстающих

9 — среди населения района

10 — в молодежных общежитиях

11 — участие в соревновании

Таблица 1а. Ответы на вопрос «В чем вы видите самые сильные стороны жизни коллективов коммунистического труда?» (в% к объему ансамблей Б1 и Б2; nБ1 = 461, nБ2 = 834)

Ансамбль Б1


Ансамбль Б2


1 — высокие производственные показатели, в т.ч. 2-5

2 — высокая сознательность в отношении к труду, образцовая дисциплина

3 — возросшая производительность труда, улучшение качества продукции

4 — рост элементов творчества, высокий уровень рационализаторства

5 — совершенствование мастерства, владение несколькими профессиями

6 - существенные улучшения в отношениях между людьми, в т. ч. 7-8

7 — развитие коллективизма

8 — высокий уровень взаимопомощи в соответствии с девизом «Один за всех и все за одного»

9 — возросшая культура членов коллектива, в т. ч. 10-13

10 - улучшение поведения в быту (семье, общественных местах)

11 — повышение образования

12 — активное участие в общественной жизни

13 — повышение интереса к литературе, искусству

14 — воспитание качеств нового человека

15 — развитие форм безвозмездного труда

16 — сильные стороны отсутствуют

Таблица 5. Ответы на вопрос: «какие недостатки имеют место в соревновании за коммунистический труд?» (в% к объему ансамблей А, Б1 и Б2; nА = 367; nБ1 = 461; nБ2 = 834)


1 — формализм в присуждении званий, в т. ч. 2-6

2 - односторонность критериев, учет лишь производственных показателей

3 — отсутствие контроля за выполнением обязательств

4 — нарушение принципа добровольности

5 — присвоение званий без достаточных оснований (очковтирательство)

6 — создание для вступивших в борьбу за звание искусственных условий

7 — нечеткость в руководстве движением

8 - невозможность участия в движении администрации и служащих

9 - неразработанность общих норм движения

10 - неконкретность обязательств

11 - недостатков нет

Таблица 6. Ответы на вопрос: «С решением какой из проблем вы связываете в первую очередь дальнейшее массовое распространение движения?» (в% к объему ансамблей А, Б1 и Б2; nА = 367, nБ1 = 461, nБ2 = 834)


1 — рост сознательности людей

2 - повышение образования и культуры

3 - внедрение новейшей техники

4 - совершенствование профессионального мастерства

5 - распространение передового опыта

6 — улучшение организации производства

7 — повышение материального благосостояния

8 — дальнейшая демократизация управления

9 — изменение отношения к человеку, рост уважения и доверия к нему

Таблица 7. Ответы на вопрос: «В каких формах будет развиваться в дальнейшем движение за коммунистический труд?» (в% к объему ансамблей А, Б1 и Б2; nА = 367, nБ1 = 461, nБ2 = 834)


1 - индивидуальное ударничество

2 - коллективные формы, в т. ч. 3-5

3 — малые производственные коллективы (бригады, смены, цеха,

отделы)

4 — крупные производственные коллективы (предприятия)

5 - сверхкрупные объединения (районы, города)

6 - затруднились ответить

Таблица 8. Ответы на вопрос: «Нуждается ли в изменениях существующий порядок присвоения почетного звания?» (в% к объему ансамблей А, Б1 и Б2; nА = 367, nБ1 = 461, nБ2 = 834)


1 - нет, не нуждается

2 - да, нуждается, в т. ч. 3-6

3 — необходимо усилить элемент торжественности

4 — необходимо усилить элемент гласности

5 — присвоению звания коллективу должно предшествовать присвоение званий всем его членам

6 — необходимо ввести испытательный срок

7 — затруднились ответить

Таблица 9. Ответы на вопрос: «За кем следует оставить право решающего голоса при присуждении почетного звания, каким должно быть участие в этом масс?» (в% к объему ансамблей А, Б1 и Б2; nА = 367, nБ1 = 461, nБ2 = 834)


1 — собрание вышестоящего коллектива (для бригады — цех, для цеха — предприятие и т. д.)

2 — профсоюзы

3 — партийные организации

4 - комсомольские организации

5 - представители широкой общественности (семьи, соседи, жители города)

6 — совет коллективов и ударников коммунистического труда на предприятии

7 - администрация предприятия

8 — собрание самого коллектива, которому присваивается звание

9 — смежные организации (поставщики, потребители)

10 — специально созданный для этой цели орган

Таблица 10. Ответы на вопрос: «Можно ли лишать человека (коллектив) почетного звания?» (в% к объему ансамблей А, Б1  пБ1=461,пБ2 = 834)


1 — нельзя — ни человека, ни коллектив

2 — можно, в т. ч. 3-5

3 — можно человека и нельзя коллектив

4 — можно и человека, и коллектив

5 — можно и человека, и коллектив, но только на определенный срок

6 — затруднились ответить