Контакты
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
Михаил Дымшиц, Павел Уткин

Убийство «Матильдой» PR на рынке российского кинопроката

На прошлой неделе, 26 октября 2017 года, начался прокат кинофильма «Матильда» и уже сейчас, когда доступны данные по сборам первого уикенда и примерно ожидаемы общие (см. рис.1), уже можно понять, хороший ли это фильм.

Рис.1. Зависимость общих сборов от сборов первого уикенда.

Само по себе понятие «хороший фильм» считается плохоопределяемым, тем более, киноиндустрия в общем и целом отказывается признавать сборы как критерий «хорошестости». В любом случае нужно помнить, что мы обсуждаем «ширпотреб в культурной сфере» и интерес зрителей является основным критерием качества. Но сборы действительно могут вводить в заблуждение относительно «хорошести» фильма, так как сборы зависят не только от качества фильма, но и насколько он доступен зрителем. Весьма несложный графический анализ показывает, что сборы довольно сильно зависят от количества экранов, на которых зрители могут посмотреть фильм. Есть фильмы просто прекрасные, как очередная серия «Пиратом Карибского моря», есть очень хорошие, типа «Форсаж 8», «Стражи Галактики» или абсолютно недооценный российскими прокатчиками «Сплит». Также есть «хорошие», точки сборов которых находятся на нижней линии, а есть «все остальное», большая часть которых просто не указана, но среди которых находятся и «Матильда», а также оба российских фильма про космос, вышедшие в этом году.

При таком же количестве экранов «очень хорошие» фильмы собирают почти в три раза больше, а просто «хорошие» в полтора раза больше, чем собрала «Матильда». То есть, такие фильмы, как «Босс-молокосос» (599 млн.), «Кредо убийцы» (600 млн.), «Притяжение» (394 млн.) гораздо интереснее зрителям, а «Матильда» выступает на одном уровне с «Планетой обезьян» (272 млн. при 1182 экранах) То есть, «Матильда» это фильм средненького уровня, которых выходят каждый год в мире сотни.

При этом более долгой и шумной PR-кампании, чем у этого фильма, мы на российском рынке не помним. Начавшись за год до выхода фильма и протекая в самых разных формах, поучаствовали в ней самые разные персонажи, но интерес стал формироваться только в самом конце, хотя всякие эксцессы и могли вызывать всплески интереса (два рисунка ниже: история запросов слова «матильда» в Яндексе в помесячной и понедельной разбивке).

И очевидно, что жалобы режиссера фильма на отсутствие рекламной кампании это не очень искренняя, а главное — бессмысленное объяснение низких сборов фильма. Рекламная кампания не очень сильно добавляет хорошему фильму, но ничем не поможет проходному… Но этим признанием он убил PR на российском кинорынке: за неделю 23-29.10.2017 Яндекс.Новости зарегистрировал 3471 сообщения, 486 статьи, 65 интервью, 1886 фотографий и 125 видео и примерно в два раза меньшую активность неделей ранее. За весь период медиадавление составило более 45 тысяч сообщений, 7000 интервью и множество других видов активности. И это только те, которые учитывает Яндекс.Новости.
По данным ВЦИОМ о фильме слышали 58% россиян и 33% планировали посмотреть. Там же продемонстрирована общая PR-активность про фильм. Но первые же зрители настолько сдержанно отозвались о фильме, что рисковать своим временем решили немногие. Так что ждем падения на этой неделе и быстрого снятия с проката.

Так что мы можем быть благодарны «Матильде» за прекрасный кейс о слабой эффективности PR. А сам фильм, судя по всему, можно и не смотреть.