Контакты

Влияние СМИ на формирование общественного мнения. Информационный контекст

Психолингвистический мониторинг СМИ и Интернет-ресурсов, проведенный в 2016 году в рамках реализации социально значимого проекта с целью изучения влияния средств массовой коммуникации на установки человека для формирования новой информационной повестки в российском обществе (Проект [1]), кроме доминирования за год в информационном контенте материалов о внешних — международных — отношениях над материалами на внутрироссийские темы, показал, что внутренняя тематика более разнообразна, чем международная, но транслируют и ретранслируют ее СМИ в 2,5 раза реже, чем международную. Доля материалов на неполитические и неэкономические темы не превышает 5%, при том, что представленное тематическое разнообразие таких материалов в соответствии с трендом претендует на долю в три раза большую — около 15%.

Диаграмма 1. Зависимость интенсивности информации в средствах массовой коммуникации от разнообразия тематического материала:

Из графика видно, что международных тем в СМИ не так много, как часто они преподносятся нашему вниманию. Внутренняя тематика, наоборот, разнообразна, но не интенсивно транслируется СМИ. Аналогично — отстраненные от политики, экономики, катастроф темы: они есть, но редки.
Для углубленного семантического анализа при реализации Проекта проводился контекстный мониторинг актуальных медиа-носителей. Контекстами мониторинга выступили выявленные в результате количественного социологического исследования 27 тем — материалы, сообщения СМИ, запомнившиеся респондентам, сгруппированные в темы в результате контент-анализа спонтанных ответов респондентов. Контекстный мониторинг проводился по 16 медиа-носителям — лидирующим по представленности тем (контекстов анализа), выраженной как в количестве публикаций, так и в аффинитивности медиа-потребления населения: ежедневные газеты — Московский Комсомолец (МК), Комсомольская Правда (КП), РБК; еженедельные газеты — пятничный выпуск Комсомольской Правды (КП. Толстушка), Аргументы и Факты (АиФ), Караван+Я (Караван); журналы — Семь Дней, За Рулем, Cosmopolitan; радиостанции — Авторадио, Дорожное радио; телеканалы — Россия 1, РЕН, 1 канал; соцмедиа — Lenta.Ru (Лента.РУ).
Согласно публичным исследовательским данным ключевыми источниками информации для населения (по выбору самих респондентов) выступают телевидение и Интернет с обратной зависимостью приоритетности по возрасту, печатные СМИ и радио информационными медиа оцениваются населением в несколько раз реже. При этом проведенный при реализации Проекта контекстный мониторинг СМИ демонстрирует практически одинаковую интенсивность актуального информационного потока в эфире радио, ТВ и в ежедневных газетах. Таким образом, при выводах об информационной актуальности медиа очевидно не стоит ориентироваться на данные самоопределения населения по вопросу об источниках новостей и информации.

Анализ содержания и психолингвистического профиля средств массовой информации продемонстрировал небольшой уровень реальной дифференциации СМИ. Так, по результатам контекстного анализа семантически наиболее похожи НТВ, РЕН, Лента.РУ, газета РБК и Авторадио — с доминирующей темой боевых столкновений; телеканалы «Первый», «Россия» и газеты «Аргументы и факты», «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец» объединены вокруг тем, связанных преимущественно с гуманитарными проблемами (евробеженцы, допинг-скандал, голосование в Нидерландах, тема Савченко).

Диаграмма 2. Кластеризация тем и носителей по психолингвистике материалов


То есть, при существенных особенностях контента, носители информации больше похожи друг на друга — контент зависит от темы и меньше зависит от ее носителя (медиа-источника). Если семантическая специфичность темы публикации, сообщения сравнительно равномерно убывает с увеличением представленности ее в медиа-источниках, то для носителей наблюдается дискретное распределение — Диаграмма3:


Тема — первична с точки зрения смысла, значения, семантики, а медиа-носители — слабо-специфичные с точки зрения семантики ресурсы для распространения информации (темы). При этом они обладают другой — групповой специфичностью, которую мы, как правило, называем позиционированием. Группировка медианосителей по особенностям аудитории дала результаты на более далеком уровне объединения, что демонстрирует, что аудитории носителей формируются исходя из совпадения интересов аудитории и темы носителя, а не исходя из психологических особенностей аудитории.

Диаграмма 4. Кластеризация медианосителей по характеристикам потребителей


Учитывая, что тема обсуждения во многом задает психолингвистический профиль обсуждения («война» это всегда мотив власти, а тема «беженцев» это всегда доминирование мотива аффиляции), который имеет низкую допустимую вариативность, утверждать, что психологические особенности влияют на выбор носителя нельзя (также следует учитывать, что психологические особенности, за крайне редким исключением, практически не влияют на профиль интересов человека).

Проведенный мониторинг подтвердил поддерживаемую СМИ общую тенденцию текущей повестки дня в обществе, задаваемую преобладанием в информационном потоке международной тематики и навязыванием однотипных материалов. Проведенное в рамках этого же Проекта количественное социологическое исследование продемонстрировало актуальность этой повестки: при такой интенсивности и в отсутствии особого разнообразия население включается подсознательно:

Диаграмма 5. Припоминание темы в зависимости от интенсивности ее присутствия в СМИ

Другой вопрос — эффекты влияния такого информационного потока. Проведенное при реализации Проекта количественное социологическое исследование показало, во-первых, снижение медиа-активности населения с активной жизненной позицией; во-вторых, что на формирование общественно-политической позиции людей ключевое влияние оказывают реальные события их личной жизни и конкретные действия властей, имеющие очевидный эффект. (Подробнее об этом — в публикации «СМИ и установки человека: формирующее влияние содержания или выбор соответствующего содержания» на нашем сайте) Проблема заключается в том, что конкретные действия властей с быстрым и очевидным эффектом практически полностью ограничиваются реакциями на катастрофы, а не-боевая повестка дня в этом смысле практически не дает информационных поводов по результатам мониторинга.

___________________________________________________
[1] Проект — «Измерение реального влияния СМИ на когнитивные и поведенческие установки человека, с целью формирования новой информационной повестки в обществе», состоящий из комплекса исследовательский и аналитических мероприятий. Реализован в течение 1го полугодия 2016 г на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта частному образовательному учреждению «КЛАСС Тренинг. Коучинг. Консалтинг», в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ.