Контакты

КАК ТОРГОВЛЯ САМА СЕБЕ УДУШАЕТ

Как демонстрируют различные источники, в том числе самый оперативный «Индекс покупательной активности» РОМИР http://romir.ru/indexes/ в стране уже 13-й месяц длится стагнация розничного рынка.

В основе этого лежит, прежде всего, снижение доходов населения, но кроме этого фактора, в наблюдаемом процессе играет существенную роль деятельность самой торговли. При этом следует отметить, что эта «деятельность» сама по себе наносит вред потребителям, конкретным предприятиям и экономике в целом. Ключевой проблемой российской торговли, прежде всего это касается сетевой торговли, является обеднение и упрощение предложения, уменьшение предложения качественных и, соответственно, более дорогих товаров.

Поясню, что я имею ввиду. Если посмотреть на полку более благополучных лет, то мы бы увидели нормальную структуру брендового предложения: лидирующей по объему продаж была бы не самая, но дешевая позиция, дающая вместе с остальной дешевкой 25-30% оборота, а остальные продажи обеспечивало более дорогое предложение (размах цен был более 5 раз) с более интересной прибылью и производителя, и торговли.

Если же мы посмотрим на нынешнее предложение в той или иной сети, то по той же водке увидим куцое предложение, с небольшим размахом цен («базовый уровень цен» это цена самой продаваемой позиции в товарной группе.

Предложение творога вообще стало безбрендовым, так как все этикетки стоят примерно одинаково (плюс-минус 7,5% от цены самой продаваемой позиции нами расценивалось как несущественное)

.

На рынке колбасных изделий предложение смещено в дешевый сегмент, хотя для торговой точки делать большое предложение дешевле самой продаваемой позиции просто глупо.

Структра распределения расходов на различные продукты питания среди децильных групп населения демонстрирует, что сейчас на российском рынке практически отсутствует предложение качественных мясных и молочных продуктов: самая обеспеченный 10-й дециль населения тратит сравнимые суммы на молоко с двумя менее обсепеченными группами, а по мясу их затраты даже меньше… И не надо ссылаться на «моду на здоровое питание», так как дальше разговоров дело пока не идет, а «здоровое питание» само по себе дороже обычного ассортимента.

Отсутствие на полках высококачественных и, соответственно, сравнительно дорогих товаров негативно сказывается на экономике всей торговой цепочки и приводит к деградации производственных навыков.

И отдельные примеры пока в общей деградирующей картине ничего не меняют. Пока торговля не одумается, не прекратит выставлять на полку дешевые убогие товары как «новинки» и будет продолжать гонку промоакций она будет деградировать и тащить собой вниз производство.